Ледовая авто экспедиция

Два рекорда Гиннеса от «Территории Байкал»: ирландская «буханка», монгольские мотоциклы и 800 км по льду


Что такое хороший туроператор? Это сбитая команда, которая проводит большие и маленькие путешествия. Но однажды нам в почту
упало совсем необычное предложение: организовать рекорд Гиннеса. А точнее, сразу два, притом – зимних, с кучей техники и неадаптированных
к морозу людей, ночевками и техобслуживанием прямо на льду, тоннами оборудования…


Цель – пересечь Байкал с юга на север большой командой. Сложностей и слабых мест в проекте было множество. Подумав и взвесив все,
мы – была не была! – решили вписываться.
Рассказать об этом ледовом подвиге нам хотелось давно, но вот теперь, когда рекорд официально подтвержден, можно сделать это со спокойным сердцем и ностальгической улыбкой.


Итог необычного путешествия теперь записан в книге Гиннеса: наибольшее расстояние, пройденное на авто-мото технике по льду за одну неделю.
Целых 798 километров 300 метров сделала за 7 дней группа авантюристов-международников из Ирландии, Литвы, Великобритании, Германии и Аргентины проехала с 16 по 22 февраля 2020 года.


Больше них за одну неделю по ледяному бездорожью не делал никто.
Ну или, скажем так, это не было официально зарегистрировано Гиннесом.


Официально в ледовом мега-марафоне участвовали 7 единиц техники: 6 легких мотоциклов и 1 здорово доработанный болид марки УАЗ-буханка, прибывший вместе со своим пилотом из Ирландии. На самом деле, и техники, и людей было больше.


В экспедиции, увенчанной лаврами Гиннеса, участвовала команда из 18 человек: механики, техники, видеографы и, конечно же, группа организаторов.
Ну а скромная роль местного организатора, ответственного за все – от заброски техники и горючего до еды и обогрева на ледовом ночлеге – досталась иркутскому туроператору «Территория Байкал».


Все началось с обычного туриста


Как-то раз в одну из суровых зим на Байкал приехал простой ирландский турист.
Простой, да не совсем: ирландцев на местных берегах вообще встретишь нечасто, а этот еще хотел привезти с собой мотоцикл!

На своем железном коне Дэклен Макивой планировал проехать по льду от крайней южной до крайней северной точки озера.
Но провезти технику через границу не получилось, и Дэклен приехал без коня, в пешем туристическом порядке: посмотреть на лед,
подыскать организаторов.
 
Ледовая разведка удалась. Лед оказался крепким, природа – дьявольски красивой, а местная авто-мото и туристическая инфраструктура
вполне позволяла воплотить задуманную авантюру.

Дэклен решил не жадничать и поде-лился идеей с друзьями, участниками международной группы авто-мото экстремалов.

Авантюристы решили, что ехать на край света с тоннами железа только для того, чтобы просто покататься по льду, нелогично.
А вот «штурмануть» книгу Гиннеса сразу в двух номинациях, на авто и на мотоциклах, со-всем другое дело!


Всадники ледовых коней


Первой сложностью оказалась даже не доработка техники и ее заброска в глухую тайгу за тысячи километров. 
Сложней всего свести в одном месте и в одно время семь пилотов, которые свои мероприятия «плотно» планируют на месяцы вперед 
по всему земному шару! 

Помог Байкал: единственное время, когда экспедиция могла состояться, был февраль – и точка. Только в феврале по льду без опаски можно ездить на мотоциклах, на ирландской «буханке» или даже на танке. Выбор пал на февраль 2020 года.

Гонщики показали себя по-хорошему сумасшедшими не только в плане своего авантюрного мировоззрения, но и в опыте и квалификации: если сложить их заезды, получится, что они объехали земной шар несколько раз.

  • Гэри О’Кифф – движущая сила экспедиции, главный авантюрист и организатор с европейской стороны. Проект «Буханка» – его инициатива.

  • Деклан Макивой – мозг группы, мотоциклист-«скиталец» уже несколько десятков лет. В одиночестве проехал по России через 18 городов.

  • Каролис Миэляускас – эксперт по выживанию на морозе. Совершил зимнее мотопутешествие на Оймякон, самое холодное место на земле.

  • Фриц Крис – заядлый «моторхед»: две экспедиции к полярному кругу на снегоходах, покорение Килиманджаро, заезды на разной технике по всему миру.

  • Марк Кемп – основатель сообщества «BAM Riders», совершил пробег из Магадана в Великобританию, руководил челленджем «Eastern BAM 2014».

  • Кевин Эманс – мотогонщик, дайвер: погружался к месту гибели Лузитании, Британика и к другим местам морских битв.

  • Мариано Карлони – опытный мотогонщик: бывал во многих точках с не-дружелюбным климатом, один из последних продолжительных заездов – по южной Африке.

  • Джон Куинн – менеджер проекта, проводил крупные автомобильные мероприятия по всему миру.

  • Александр Хик, Симас Шуминскас, Наойс Китл – съемочная бригада, сопровождавшая путешествие.

Организацию заезда в России взяли на себя наши соотечественники. В экспедицию, конечно же, отправились не все, кто работал.

  • Максим Анохин – специалист в области экстремальной логистики из Москвы. Опытный дайвер: на его счету более 500 погружений, в том числе и в ледяной воде.

  • Даниил Марышкин – соруководитель туроператора «Территория Байкал». Вместе со своей иркутской командой занимался всей организацией «на месте», то бишь на Байкале.

  • Олег Сигал – опытный байкальский ледовый капитан. Проверял качество льда своей четырехтонным авто и указывал путь всем сомневающимся.


Еще в группе работали специалисты по обслуживанию техники и водители катера на воздушной подушке. Итого на железных конях и подводах передвигались 18 человек: 7 мото и 1 авто-пилот, и 11 человек в обеспечении.



Ирландская «буханка» и монгольские «кони»



После обсуждений и согласований маршрут ледовой экспедиции был утвержден: из г. Слюдянка и южной оконечности Байкала – черед п. Листвянка
на остров Ольхон, затем три дня и две ночи по снежной пустыне на север и – финиш в Северобайкальске.

Непрост этот маршрут прежде всего в том, что никаких станций техобслуживания, никаких автозаправок ни на льду,
ни на берегу Байкала не встретишь. Все нужно предусмотреть, взять с собой. Ну и техника должна быть надежной! На же чем ехали
официальные гонщики?

Флагман экспедиции – ирландская УАЗ-«Буханка» – была куплена в России, а затем перестроена на заказ. Кузов увеличен по длине на 40 см,
усилен каркасом безопасности и полностью изолирован тепломатериалом от DoDo Mat. Спереди и сзади – электрические лебедки.
В утепленном салоне – дровяная печь для приготовления пищи и обогрева, блок питания 220в, 3 кВт для питания телекамер и другого съемочного оборудования, два воздушных компрессора, термостекло и четыре гигантские батареи для экстремальных погодных условий.

 УАЗовская ходовая была заменена на другие компоненты. Например, мосты – от иностранного, но не менее родного нам «Крузака».
 Машина получилась очень высокая, и 37-дюймовые колеса на агрессивной резине BF Goodrich смотрелись очень гармонично.

 Все освещение – на светодиодах, которые снижают потребление энергии и более уверенно держат отрицательные температуры.
Под днищем – два больших изотермических бака для дизеля. Ну и современная электронная схема, автоматические выключатели, компьютеризированные панели сигнализации, переключатели, GPS…

 Вторая группа техники, идущей на рекорд – 6 кроссовых мотоциклов КТМ450 и один полноприводный Урал с коляской (тоже прибывший из-за границы)Таких переделок, как УАЗ, с мотоциклами не было, заезд шел на стоковой комплектации.

 Вслед за караваном рекордсменом (а иногда и впереди!) шел караван организаторов и группы поддержки: съемочная группа в количестве
четырех человек (тоже прибывших из Европы) передвигалась на катере с воздушной подушкой.
Организаторы, то бишь наши ребята из «Территории Байкал», ехали на большом внедорожном «почти автобусе» – огромном пассажирском фур-гоне
Ford Е350, доработанном для ледовых перемещений, и стандартном пи-капе Mitsubishi L200.


Краткая хроника ледовых приключений

  

Старт экспедиции откладывался несколько раз. Команда прибыла в Сибирь 13 февраля. Но похоже, что «Буханке», суровому русскому авто,

совсем не нравилось перемещаться из Ирландии в Сибирь в виде «багажа»: транс-портные компании извинялись, но продолжали затягивать сроки доставки по причине различных форс-мажоров.

Но не только УАЗ ехал из-за границы: мотоциклы КТМ доставлялись из Монголии, но с ними проблем не возникло. Это еще раз подтвердило русскую народную поговорку, которая гласит, что Монголия – не такая уж на самом деле и заграница.


15 февраля вся авто-мото-банда встала табором на ночлег на самом юге Байкала – в Слюдянском районе Иркутской области.


Техника отрепетирована, пилоты на взводе, и вот – 16 февраля, день старта!
Перед началом гонщики прошли небольшой ритуал – выпили по кружке байкальской воды прямо из пробуренной скважины.
Мы не могли их отпустить просто так!


В первый день экспедиция двигалась вдоль Кругобайкальской желез-ной дороги. Места эти особенно живописны именно с воды: все столетние

каменные галереи, туннели и итальянские стенки – как на ладони. Ехать мешал торосняк: среди заснеженного льда то тут то там проглядывали нагромождения больших и маленьких льдин, поэтому траектория была не ровная, а скорее зигзагообразная.

К вечеру 107 км были пройдены, вся группа прибыла в Листвянку на ночлег и обогрев. Хотя местные участники пробега не сильно-то и замерзли:

после морозов в -35℃, стоявших двумя неделями раньше, нынешние -10/-15℃ были просто сказкой. Акклиматизируйся сколько душе угодно!


Во второй день пробег был чуть более продолжительным: 130 км из Листвянки на северо-запад.

Экспедиция прошла мимо самых красивых мест западного берега – Чаячьего утеса, скалы Скрипер, бухты Песчаной. Веселья и остроты в пути добавляли свежие магистральные трещины во льду – такие, в которых плещется студеная байкальская водичка.


Но ледовый капитан Олег свое дело знал строго и проводил авто-моторхэдов там, где утонуть никак не получится. Для УАЗа весом в 3,5 тонны нужно было не меньше 30–40 см, но метровый лед этот норматив перекрывал с легкостью.


Поселок Бугульдейка встретил путников легким морозом, укрепившимся к вечеру до -17.


На третий день трасса началась прямо по льду реки Бугульдейка, бегу-щей к Байкалу. А там ждало веселье: к легкому

освежающему сибиряков морозу в -20℃ добавился свежий крепкий ветер, дувший почти в лицо. Словом, погода сделала путешествие почти экстремальным и слегка потрепала нервы гонщикам.

Несмотря ни на что, еще 130 километров были пройдены: ночь экспедиция встретила на острове Ольхон – в самом сердце Байкала. Пробег составил почти 400 км – чуть больше половины намеченного пути.


Четвертый день было решено сделать выходным. Не так-то просто вы-рваться из слабеющих объятий цивилизации! Особенно если знаешь, что следующие три дня и две ночи пройдут по ледяной пустыне – вдали от населенных пунктов и вообще людей.


На Ольхоне нельзя не воздать дать местным духам! Тем более, что следующие дни обещали быть снежными, а значит – с ограниченной видимостью. Для Байкала, где в метель можно заблудиться и в 500 метрах от берега, это очень серьезно! Все нужные ритуалы провел Ольхонский шаман.


Но выходным этот день был только для команды! Организаторам было чем заняться. Один из пунктов – заправка топлива. 

Следующая АЗС – через 300 км, в Северобайкальске, так что пришлось потрудиться впрок.


 Утром пятого дня уютный поселок Хужир остался позади. Ночевка бы-ла запланирована в походных условиях, прямо на льду. 

Чтобы не бродить по кемпингу во тьме, было решено «бросить якорь» не позднее 16 часов. К этому времени команда прошла около 100 км, 

разбив табор неподалеку от мыса Святой Нос. Можно было сделать и больше, но безопасность – в приоритете.


На ночлег команда разместилась в уютных просторных палатках, обогреваемых дровяными печами. И техника, отчасти тоже!

Кроссовые КТМы никак не предназначены для ночлега в сугробе, поэтому для них соорудили в меру обогреваемую палатку. Остальные железные кони – УАЗ, Урал и прочие сопровождающие – ночевали на свежем воздухе.


Шестой день начался на морозе в палатках. Утренний чай замерзал прямо в кружках: фраза «Кому чаю со льдом?» стала шуткой дня.

Легче всего, на уровне бывалых сибиряков, мороз встретил южанин Мариано: «совсем не холодно, если только чуть-чуть» – делился он своим впечатлением со спутниками, однако его оптимизм разделяли не все.

Команда влилась в привычный экспедиционный темп: лавируя между торосами и кое-где их перепрыгивая, останавливаясь передохнуть и перекусить.

На ночлег остановились в местности Хакусы, в деревянном доме. Пока все приходили в себя и отогревались организаторы

метнулись за горючкой на другой берег Байкала. А что делать?..



Седьмой день. Северобайкальск, конечная точка путешествия, оставался совсем недалеко: нужно было просто пересечь Байкал

с восточного берега на западный и немного проехать до города. Позавтракав и взбодрив мотоциклы газовой горелкой, двинулись в путь.


Финиш состоялся 22 февраля в 16:30 по местному времени, незадолго до окончания короткого сибирского зимнего дня.

Рекорд – самое длинное расстояние, пройденное на авто-мото технике за 7 дней – поставлен! А если точней, 798 километров и 300 метров.


Экспедиция глазами организатора.


В принципе, никаких организационных новинок в этом туре мы, как туроператор с опытом, для себя не открыли. 
Качественно провести недельный корпоратив (по своей сути) на свежем воздухе, с ночевкой на льду, дело вполне обычное. А если вспомнить некоторые совсем «улетевшие» проекты – то бывало и посложнее, чего греха таить!
 
Новым был лишь уровень, на котором мы проводили этот тур. Международная группа настолько крутых и известных экстремалов
с целью в два рекорда Гиннеса – вот такого у нас точно не было! И вот здесь-то иногда приходили в голову шальные мысли: как бы не подставить ребят!

Но моменты такие были краткими и сплошь эмоциональными: логика быстро возвращала «на землю», к работе по подготовке тура.
Очень здорово было пообщаться с гонщиками. Именно такие проекты и дают понять, что где-то за привычный нам мир не имеет границ и пределов.

Нужно лишь захотеть, поставить цель и четко все спланировать.


Не забудьте поделиться

Спасибо, скоро
мы вам перезвоним!

фон формы

Свяжитесь с нами

Введите данные
Введите данные
Введите данные

Находясь на этом сайте и нажимая на кнопку «Отправить» я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями политики в отношении обработки персональных данных.